kiurowed (kiurowed) wrote,
kiurowed
kiurowed

Category:

Последний австрийский блокгауз

В 1890-х годах командование Австро-Венгерской армией серьёзно озадачилось вопросом строительства укреплений в Галиции на случай возможной войны с Россией. Посчитали, что крепости Краков в Западной Галиции, и в Восточной Галиции - крепости Перемышль и символических временных укреплений Львова недостаточно для обороны провинции. Было решено, что надо укрепить немногочисленные переправы на Днестре, дабы удержать их в своих руках независимо от развития событий.  Днестр - река серьёзная, глубокая и с характером, переправ на ней немного было, потому ценность их для военных была велика.

Построили тогда австрийцы много разного на подступах к мостам, были там и редуты, и батареи, и "типа форты". Но самыми интересным постройками стали блокгаузы. Задача их была - защищать мосты от нападения вражеских кавалерийских или т.п. подвижных отрядов, прорвавшихся к мосту с целью его захвата или разрушения.

Фото из ЦГАКФФД. 1914 год.


Типовой блокгауз представлял собой 2-этажную каменную, чаще - кирпичную караулку с окнами и бойницами в стенах 60-80см толщины. Количество окон и бойниц отличалось в разных блокгаузах. На двух углах караулки (по диагонали) делали башенки, чтобы фланкирующим огнём обстреливать "самых умных", успевших подбежать вплотную к стенам блокгауза. Блокгауз располагался перед железнодорожным мостом,  у конца насыпи так, чтобы обстреливать подходы к мосту.  Если мост был длинный, то строили два блокгауза - по одному у каждого конца моста. 25 солдат и 1 офицер - гарнизон одного блокгауза.
Первая мировая война вредно сказалась на состоянии большинства блокгаузов - часть получила повреждения, некоторые - серьёзные.

Фото блокауза у Нижнева, 1920-30 годы. Из коллекции А. Дедыка (Львов).


В результате к концу 1930-х годов, когда поляки спохватились и тоже решили, что война с СССР вполне может приключиться и мосты желательно укрепить, некоторые блокгаузы оказалось проще снести, чем ремонтировать. Так, например, получилось у Иезупольского моста, где поляки в 1937 году основательно перестроили один австрийский блокгауз, а на месте второго соорудили с нуля новое соружение, о чём можно почитать статью "Польские охранные блокгаузы у железнодорожного моста на реке Днестр" в 5-м номере журнала "Фортовед".

Вторая мировая внесла свою лепту в разрушение блокгаузов, доведя состояние большей части до уровня груды кирпичей. Окончательно блокгаузы доломали на стройматериалы после Второй мировой войны.
"До недавнего времени считалось..." , что аутентичных австрийских блокгаузов на территории Украины не осталось и что ближайший можно посмотреть в Польше, например в Трынче (на реке Вислок, фото из сети Internet):



Однако 09.08.2013-го удалось найти "последнего из могикан" на нашей терртории, во Львовской области, у железнодорожного моста через р. Стрвяж.


Последняя война не прошла мимо - реально от блокгауза осталась только половина, но старательно приведённая в жилое состояние, уже много лет служит хозяину в качеству дома. Поэтому если кто надумает съездить посмотреть - не забывайте о праве частной собственности, видите себя вежливо и во двор не лезьте.


Сторона, обращённая к мосту, бывшие бойницы (по бокам) и окна (по середине). Фланкирующие бойницы в башне замурованы и заштукатурены.


Автор на мосту, с видом на блокгауз.


Выражаю благодарность Андрею Цапу, благодаря фотографии которого, выставленной на ресурсе Гугл-Земля, я и заинтересовался странными, но знакомыми контурами домика у моста.

P.S. Кроме Днестровских мостов, блокгаузы были построены австрицами ещё и возле железнодорожных туннелей в Карпатах. Насколько знаю, все они были уничтожены, но мало ли... так что проезжая на поезде в Закарпатье, смотрите в окна внимательно. ;)
Tags: Австро-Венгрия, Блокгауз, Днестр., Первая мировая война, укрепления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments